Вопрос, сколько времени уходит на зарядку электромобиля, волнует каждого, кто задумывается о его покупке. Ведь от него зависит удобство использования EV.
Что влияет на время зарядки электромобиля?
Следующие факторы напрямую влияют на скорость зарядки аккумулятора электрического автомобиля:
- Тип зарядного тока. Зарядка на постоянном токе отличается большей мощностью, что позволяет быстрее зарядить аккумулятор по сравнению с переменным током.
- Тип зарядного устройства. Разные типы отличаются различной максимальной мощностью, при которой заряжаются аккумуляторы электромобилей. Далее подробно рассмотрим этот критерий.
- Емкость аккумулятора. Чем выше емкость батареи электрического автомобиля, тем больше времени потребуется для ее полного заряда. К примеру, для электромобиля с аккумуляторной батареей емкостью 50 кВт*ч и при использовании устройства мощностью 10 кВт потребуется 5 часов времени для полной зарядки.
Также на скорость зарядки аккумулятора влияет фактор погоды. Если на улице слишком холодно, какая-то часть энергии на начальном этапе зарядки тратится на подогрев аккумулятора. Из-за этого увеличиваются не только энергозатраты, но и время на полную зарядку батареи.
Типы станций и их характеристики
Существует три основных типа зарядных станций для электрических автомобилей: домашняя сеть (уровень 1), специализированные устройства переменного тока (уровень 2) и быстрые зарядные устройства постоянного тока (уровень 3). Каждая из этих систем имеет свои особенности и отличается по времени, которое требуется для достижения необходимого результата.
Уровень 1
Самый медленный способ, который предполагает использование стандартной бытовой розетки. Как правило, они обеспечивают мощность в диапазоне от 2 до 10 кВт. Это означает, что для полной дозарядки электрокара с АКБ емкостью 60 кВт*ч потребуется от 6 до 30 часов.
Такой вариант может быть удобен для тех, кто использует автомобиль для поездок на короткие расстояния и может заряжать его на протяжении ночи перед очередным выездом. Однако для активных пользователей электрокаров, которым требуется регулярная и быстрая подзарядка, этот способ явно не подходит.
Уровень 2
Этот тип более эффективен по сравнению с предыдущим, и может использоваться как в домашних условиях, так и на общественных зарядных станциях. Устройства уровня 2 работают с мощностью от 7 до 22 кВт, что позволяет существенно сократить затрачиваемое время.
Например, зарядное устройство мощностью 11 кВт может зарядить автомобиль с батареей 60 кВт*ч за 5-6 часов. Это делает его хорошим вариантом для использования как дома, так и в местах, где электрические транспортные средства паркуются на несколько часов подряд — на работе или в торговых центрах.
Уровень 3
Самый оперативный способ: станции такого типа можно встретить на общественных ЭЗС для электрокаров. Они работают в широком диапазоне мощности от 50 до 350 кВт, что позволяет значительно меньшие сроки стоять в ожидании.
Например, станция на 150 кВт постоянного тока может зарядить электрический автомобиль с батареей емкостью 60 кВт*ч до 80% всего за 30 минут. Этот тип идеально подходит для дальних поездок и для тех, кто часто пользуется EV на ежедневных маршрутах, когда требуется быстро восполнить заряд батареи и получить как можно больший запас хода.
Важно отметить, что не все электрические машины поддерживают быструю зарядку. Некоторые модели построены на платформах с недостаточно высоким вольтажом, что накладывает лимиты на максимальное напряжение и мощность подзарядки. Это важно учитывать при выборе транспорта.
Как факторы среды оказывают влияние?
Температура окружающей среды также оказывает значительное влияние на оперативность подзарядки электрического автомобиля. Аккумуляторные батареи чувствительны к температурным изменениям, и это отражается на их способности к быстрому пополнению заряда.
В холодную погоду время, необходимое для заряда ВВБ, увеличивается, так как химические процессы внутри батареи происходят медленно, не так быстро, как при нормальной температуре воздуха. В некоторых случаях зарядное устройство может специально ограничивать мощность, чтобы избежать повреждения аккумулятора.
Летом, наоборот, чрезмерное нагревание ВВБ тоже может замедлить процесс заряда аккумулятора. Встроенные системы охлаждения, которые присутствуют в современных электромашинах, могут снизить этот отрицательный эффект, но в любом случае резкие перепады температур негативно сказываются на общей эффективности процесса.
Некоторые модели электромобилей оборудованы системами предварительного нагрева или охлаждения ВВБ перед подключением к зарядному устройству дома или на стоянке. Они поддерживают оптимальные условия для эффективного пополнения заряда. Однако такие системы также могут требовать дополнительного времени и энергии для работы, что в конечном итоге тоже увеличивает общую продолжительность зарядки.
Различие между полной и быстрой зарядкой
Еще один важный момент, который надо учитывать в контексте поднятой темы – это разница между зарядом ВВБ до максимума и до определенного уровня. Большинство производителей электромобилей рекомендуют заряжать батарею до 80%, чтобы продлить ее срок эксплуатации.
Пополнение заряда до 100% может занять больше времени, так как последние 10-20% проходят значительно медленнее, чем предыдущие 80-90% из-за особенностей работы энергоячеек. Быстрое пополнение обычно применяется именно для подзаряда до 80%, так как это позволяет сохранить баланс между временем и эффективностью использования аккумулятора.
Как показывает практика, в рамках повседневной эксплуатации многие владельцы электрических авто предпочитают заряжать машину не до 100%, а лишь до 80-90%, чтобы сократить количество часов, которое приходится стоять около станции. Такой подход позволяет поддерживать оптимальный уровень емкости без излишнего износа ВВБ и длительных перерывов на стоянку.
Как оптимизировать срок пополнения заряда
Независимо от того, сколько времени уходит на зарядку ВВБ вашего авто, наверняка хотелось бы сделать этот процесс еще более быстрым, не так ли? Добиться этого результата помогут несколько полезных советов:
- Использование зарядного устройства второго уровня. Оно демонстрирует хороший баланс между скоростью и удобством использования. Установка такой станции дома или на работе позволяет заряжать электромобиль в течение нескольких часов, и это удобно как ночью, так и в рабочие часы. Это не так дорого, как регулярное использование общественных быстрых зарядок более высокой мощности.
- Грамотное планирование маршрутов. Сеть станций постоянно расширяется, и их количество увеличивается в городах и на автомагистралях. Понимание того, где находятся ближайшие ЭЗС поможет своевременно планировать подзарядку батареи.
Современные электромобили оснащены функциями управления процессом зарядки через мобильные приложения. Последние дают возможность удаленно следить за процессом, задавать часы начала, получать уведомления о состоянии батареи. Это может быть особенно полезно, если вы хотите зарядить машину в ночные часы, когда тарифы на электроэнергию могут быть ниже.
Заключение
Как мы уже узнали, длительность зарядки аккумулятора электромобиля зависит от нескольких факторов: емкости батареи, мощности устройства, типа станции, а также условий окружающей среды. Сколько именно требуется стоять на ЭЗС, зависит в том числе от характеристик машины – с ними тоже стоит ознакомиться прежде, чем перейти к покупке электромобиля.
Для тех, кто использует электрмобиль на короткие расстояния и заряжает его ночью, может быть достаточно обычной розетки. Однако для более интенсивного использования рекомендуется устанавливать устройства уровня 2 или использовать быструю зарядку на общественных станциях.